Home
Издается при поддержке Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия и Проблемной комиссии РАН "Хронобиология и хрономедицина"

Powered by Scientific Council for Study and Protection of Cultural and Natural Heritage, and Problem Commission ‘Chronobiology and Chronomedicine’, Russian Academy of Science
Электронное научное издание 
Альманах Пространство и Время
ISSN 2227-9490
Электронное научное издание
Альманах Пространство и Время
[Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya]

Electronic Scientific Edition
Almanac Space and Time
[e-Almanac Space and Time]
Часть издательского проекта “Пространство и Время” | The part of the "Space and Time" Рublishing Рroject


 
УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ:
МОЛОДЁЖНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ДЕЛАЕТ ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

ПРЕСС-РЕЛИЗ совместного проектаФилософского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,Московского общества испытателей природы при МГУ имени М.В. Ломоносова,Федерального государственного бюджетного научного учреждения«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»и «Электронного научного издания Альманах Пространство и Время»в рамках подготовки и проведенияXIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в РоссииФедерального государственного бюджетного научного учреждения  «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Российского университета дружбы народов, Московского общества испытателей природы при МГУ имени М.В. Ломоносова и «Электронного научного издания Альманах Пространство и Время»  в рамках подготовки и проведения  XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России
пр_en1.png

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация



Войти в корпоративную почту как автор/член редколлегии/рецензент журнала

Логин:

@j-spacetime.com

Пароль:

(что это)

Крымский философский клуб

Крымский травник

Каспийский Диалог 2016




ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ, ПАРАДИГМЫ / THEORIES, CONCEPTIONS, PARADIGMS / THEORIEN, KONZEPTIONEN, PARADIGMEN

Белоусов С.Л.

Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения. Часть 2. Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи)

 

Белоусов Сергей Львович, кандидат искусствоведения

E-mail: morphogenesis@yandex.ru

 

Вторая статья в цикле публикаций о картинах итальянских художников XV—XVI вв. посвящена полотну А. Мантеньи «Святой Себастьян» из Венского художественно-исторического музея. Поскольку с античности было известно, что облака по своей природу могут быть отнесены к «водной стихии», автор выбрал предметом данного исследования связь силуэта всадника, изображенного в виде облака (король остготов Теодорих), с изображением скульптурного портрета у ног святого. Сравнение этого портрета с итальянской камеей XVI в. «Милосердие Траяна» из собрания Эрмитажа позволило идентифицировать изображение как идеализированный образ императора Траяна. По мнению автора, программа картины предполагает сравнение Траяна и Теодориха в духе «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.

Ключевые слова: «Святой Себастьян» А.?Мантеньи, камея «Милосердие Траяна», «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, Траян, Теодорих.

 

Литература:

Аноним Валезия. Извлечения. Часть последняя. Жизнеописание Теодериха // Формы исторического сознания от поздней античности до эпохи Возрождения (Исследования и тексты): Сборник научных трудов памяти Клавдии Дмитриевны Авдеевой. Отв. ред. И.В.?Кривушин. Пер. с лат. В.М.?Тюленева. Иваново: Ивановский государственный университет, 2000. С. 176—193. [Электронный ресурс]. Античная литература. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1333309745#t037

Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1981.

Белоусов С.Л. Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения. Часть 1. «Святое собеседование» Джованни Беллини [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2013. Т. 3. Вып. 2. Режим доступа: http://e-almanac.space-time.ru/assets/files/Tom%203%20Vip%202/rubr2-teorii-koncepcii-paradigmy-st4-belousov-2013.pdf

Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Вступ. статья, пер., коммент. Е.Ч.?Скржинской. СПб.: Алетейя, 2013.

Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М.: Искусство, 1972.

Плиний Младший. Переписка с Траяном. Пер. и примеч. В.С. Соколова // Вестник Древней истории. 1946. № 2(16). С. 225—269.

Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках / Пер. П.С.?Кондратьев. М.: Арктос, 1996.

Теодорих Великий // Энциклопедический словарь Ф.А.?Брокгауза и И.А.?Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907 [Электронный ресурс]. Энциклопедии & Словари: Коллекция энциклопедий и словарей, 2009. Режим доступа: http://enc-dic.com/brokgause/Teodorih-veliki-24813.html

Холл Д. Словарь символов и сюжетов в искусстве. М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.

Caldwell J.G. "Mantegna's St. Sebastians: Stabilitas in a Pagan World." Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 36 (1973): 373—377.

D'Ancona M.L. "An Image not Made by Chance: The Vienna St. Sebastian by Mantegna."  Studies in Medieval and Renaissance Painting in Honor of Millard Meiss. Eds. I. Latin, and J. Plummer. New York: New York Univ. Press, 1977, pp. 103—104.

Greenstein J.M. Mantegna and Painting as Historical Narrative. University of Chicago Press, 1992.

Kristeller P. Andrea Mantegna. Berlin — Leipzig, 1902.

Liepa V. "The Image of Saint Sebastian in Art." Acta Humanitarica Universitatis Saulensis 8 (2009): 455—462.

Meiss M. "Toward a More Comprehensive Renaissance Palaeography."  The Art Bulletin  42.2 (1960): 97—112.

Ronen A. "Il S. Sebastiano di Vienne del Mantegna." Commentarii. 28.I—III (1977): 73—104.

Walker J.A. "Dream-Work and Art-Work."  Leonardo  (1983): 109—114.

 

 

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Белоусов, С. Л. Водный мир в живописной традиции итальянского Возрождения. Часть 2.  Траян и Теодорих («Св. Себастьян» Андреа Мантеньи) [Электронный ресурс] / С.Л. Белоусов // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2014. — Т. 5. — Вып. 1. — Часть 1. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast5-1-1.2014.32

 

 

 

 

Belousov S.L.  

The Imagination of Water in the Italian Renaissance Painting. Part Two. Trajan and Theodorich (‘St. Sebastian’ by Andrea Mantegna)

 

Sergei L. Belousov, Art.D.

E-mail: morphogenesis@yandex.ru

 

Symbols decryption of Italian Renaissance great masters' paintings is an important task not only for a better understanding of their works. Knowledge of those symbols allows to see anew all of the Renaissance semantic space and culture, as well as rethink major worldview paradigms of this epoch.

This article is the second in publication series about the paintings of famous Italian artists of the XV—XVI centuries. The image of clouds in the picture ‘St. Sebastian’ by Andrea Mantegna and connection between this image and other details of the picture became the object of my new research (I chose the cloud including for the reason that it is also a kind of the ‘water element’ what has been known since Aristotle).

To identify the art program of Mantegna's painting I have used the method of historical and semantic analysis. I also had used as a starting point the identification (1902) of equestrian rider image on a cloud. I have compared silhouette of a rider on cloud, identified as Theoderic, king of the Ostrogoths, with the image of sculptural portrait at the St. Sebastian's feet. Comparison of this portrait with the Italian cameo ‘Clemency of Trajan’ (XVI c.) from the Hermitage collection has allowed identifying image as an idealized one of the emperor Trajan. On my opinion, the program of Mantegna's 'St. Sebastian' involves Trajan and Theoderic comparison in the spirit of Plutarch's Parallel Lives.

The hidden meaning of this comparison is that looking at the fallen Trajan, and at Theoderic, soaring in the clouds, the viewer thinks about the fall of the once great Ancient Rome and about its successors Germanic kingdoms.

Keywords: art program; hidden characters of Mantegna’s ‘St. Sebastian’; Hermitage cameo ‘Clemency of Trajan’; Plutarch's Lives of the Noble Greeks and Romans (Parallel Lives); Theoderic; Trajan.

 

References:

 

"Anonymous Valesianus. Extraction. The Last Part: Biography of Theoderic." Forms of Historical Consciousness from Late Antiquity until the Renaissance (Studies and Texts): Collection of Scientific Papers of Memory of Claudia D. Avdeeva.  Ed. I.V.?Krivushin. Trans. V.M.?Tyuleneva. Ivanovo: Ivanovsky gosudarstvenny universitet Publiser, 2000, pp. 176—193. Ancient Literature Web. <http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1333309745#t037>. (In Russian).

Aristotle. Writings. Moscow: Mysl Publisher, 1981, vol. 3. (In Russian).

Belousov S.L. "The Imagination of Water in the Italian Renaissance Painting. Part One. ‘Sacra Conversazione’ by Giovanni Bellini." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time] 4.2(1) (2013). Web. <http://e-almanac.space-time.ru/assets/files/Tom%203?%20Vip%202/rubr2-teorii-koncepcii-paradigmy-st4-belousov-2013.pdf>. (In Russian).

Caldwell J.G. "Mantegna's St. Sebastians: Stabilitas in a Pagan World." Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 36 (1973): 373—377.

D'Ancona M.L. "An Image not Made by Chance: The Vienna St. Sebastian by Mantegna."  Studies in Medieval and Renaissance Painting in Honor of Millard Meiss. Eds. I.?Latin, and J.?Plummer. New York: New York Univ. Press, 1977, pp. 103—104.

Greenstein J.M.  Mantegna and Painting as Historical Narrative. University of Chicago Press, 1992.

Hall J. Dictionary of Subjects and Symbols in Art. Moscow: KRON-PRESS Publisher, 1999. (In Russian).

Jordanes.  De origine actibusque Getarum [Of the Original and Deeds of the Goths]. Ed. and trans. E.Ch. Skrzhinskaya. St. Petersburg: Aleteya Publisher, 2013. (In Russian and Latin).

Kristeller P. Andrea Mantegna. Berlin — Leipzig, 1902.

Lazarev V.N. Old Italian Masters. Moscow: Iskusstvo Publisher, 1972. (In Russian).

Liepa V. "The Image of Saint Sebastian in Art."  Acta Humanitarica Universitatis Saulensis 8 (2009): 455—462.

Meiss M. "Toward a More Comprehensive Renaissance Palaeography."  The Art Bulletin  42.2 (1960): 97—112.

Pliny the Younger. "Correspondence with Trajan." Journal of Ancient History 2(16) (1946): 225—269. (In Russian).

Procopius of Caesarea. De Bello Gothico. De Aedificiis [Gothic War. On Buildings]. Trans. P.S. Kondratiev. Moscow: Arktos Publisher, 1996. (In Russian).

Ronen A. "Il S. Sebastiano di Vienne del Mantegna." Commentarii. 28.I—III (1977): 73—104.

"Theoderic the Great." Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary. St. Petersburg: Brockhaus-Efron Publisher, 1890—1907. Encyclopedias & Dictionaries: A Collection of Encyclopedias and Dictionaries. 2009. Web. <http://enc-dic.com/brokgause/Teodorih-veliki-24813.html>. (In Russian).

Walker J.A. "Dream-Work and Art-Work."  Leonardo  (1983): 109—114.

 

 

Cite MLA 7:

Belousov, S. L. "The Imagination of Water in the Italian Renaissance Painting. Part Two. Trajan and Theodorich (‘St. Sebastian’ by Andrea Mantegna)."  Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time]  5.1(1) (2014). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast5-1-1.2014.32>. (In Russian).

 

 

 


Читать статью / Read more