ISSN 2227-9490
1.png
Издается при поддержке Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия,
Проблемной комиссии РАН "Хронобиология и хрономедицина" и Российского философского общества

Powered by Scientific Council for Study and Protection of Cultural and Natural Heritage,
Problem Commission ‘ Chronobiology and Chronomedicine’, Russian Academy of Sciences, and Russian Philosophical Society

ЭЛЕКТРОННОЕ НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
АЛЬМАНАХ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
[Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya]

Electronic Scientific Edition
Almanac Space and Time
[e-Almanac Space and Time]

Часть издательского проекта “Пространство и Время” 
The part of the "Space and Time" Рublishing Рroject
 
 АЛЬМАНАХ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 

5a50100d3b3ed160c8beb3bb.png

УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ:
МОЛОДЁЖНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ДЕЛАЕТ ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

ПРЕСС-РЕЛИЗ совместного проектаФилософского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,Московского общества испытателей природы при МГУ имени М.В. Ломоносова,Федерального государственного бюджетного научного учреждения«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»и «Электронного научного издания Альманах Пространство и Время»в рамках подготовки и проведенияXIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в РоссииФедерального государственного бюджетного научного учреждения  «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Российского университета дружбы народов, Московского общества испытателей природы при МГУ имени М.В. Ломоносова и «Электронного научного издания Альманах Пространство и Время»  в рамках подготовки и проведения  XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России
пр_en1.png

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация



Войти в корпоративную почту как автор/член редколлегии/рецензент журнала

Логин:

@j-spacetime.com

Пароль:

(что это)


mnits3b.png

kZNxKCm5j00.jpg

Крымский философский клуб


Крымский травник

Каспийский Диалог 2016


2015. Том 10. Выпуск 1. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА / SPACE AND TIME OF THE TEXT / RAUM UND ZEIT DES TEXTES


ЧИТАТЬ ВИЗУАЛИЗАЦИЮ / TO READ VISUALIZATION / DIE VISUALISIERUNG LESEN



Капырина С.Л.

Героические поэмы батальной живописи Василия Верещагина

 

Капырина Светлана Леонидовна, научный сотрудник и хранитель отдела живописи второй половины XIX — начала XX вв. Государственной Третьяковской галереи

E-mail: svetlana-gtg@mail.ru

 

В статье освещается один из аспектов в изучении живописи русского художника XIX в. В.В. Верещагина — «прочтение» картины как текста. Сам мастер называл свои полотна «поэмами» и украшал их надписями на рамах, по аналогии с эпиграфами к литературным произведениям. Изобразительный язык Верещагина, с помощью которого он общается со зрителем, имеет свою специфику и особенные средства воспроизведения. Постижение этого языка делает возможным понимание драматургии батальных сюжетов художника. На примере некоторых картин из собрания Третьяковской галереи автор статьи показывает, как можно «читать» картину и комментировать ее как повествовательный дискурс.

 

Ключевые слова: В.В. Верещагин, русское искусство XIX века, художник батального жанра, реализм в живописи, Апофеоз войны, мир и война, картина как текст, надписи на рамах.

 

Литература 

Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания. М.: Владос, 2000.

Беседа с В.В. Верещагиным // Санкт-Петербургские ведомости. 1900. № 132. 6 мая.

Булгаков Ф.И. В.В. Верещагин и его произведения: с автотип. портр. и репрод. с картин и рис. В.В. Верещагина. 2-е доп. изд. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1905.

Василий Васильевич Верещагин. Избранные письма. Сост., автор предисловия и примечаний А.К. Лебедев. М.: Изобразительное искусство, 1981.

Верещагин В.В. На войне в Азии и Европе. М.: Типо-лит. И.Н. Кушнерев и Ко, 1898.

Верещагин В.В. На войне: Воспоминания о Русско-турецкой войне 1877 г. художника В.В. Верещагина со многими рисунками автора и снимками с его картин. М.: Товарищество И.Д. Сытина, 1902.

Верещагин В.В. Скобелев. Воспоминания о Русско-Турецкой войне 1877—1878 гг. М.: Даръ, 2007.

Демин Л. С мольбертом по земному шару. Мир глазами В.В. Верещагина. М.: Мысль, 1991.

Елина Е.А. Произведение изобразительного искусства как текст // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. Вып. 25 / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2003. С. 102—108.

Картина и рама. Диалоги / Сост. Т.Л. Карпова. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2014.

Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. 1842—1904. М.: Искусство, 1972.

Лебедев А.К., Солодовников А.В. В.В. Верещагин. М.: Искусство, 1988.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб: Искусство — СПб, 1998. C. 14—285.

Переписка В.В. Верещагина и П.М. Третьякова. 1874—1898 / Сост. и автор примеч. Н.Г. Галкина. М.: Искусство, 1963.

Стасов В.В. Избранные сочинения: В 3 т. Т. 2. М.: Искусство, 1952.

Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия / Ред. Ю.М. Лотман, В.М. Петров. М.: Мир, 1972. С. 136—163.

Perry S. "A Voice Unknown: Undercurrents in Mussorgsky's Sunless." 19th-Century Music 28.1 (2004): 15—49.

 

 

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Капырина, С. Л. Героические поэмы батальной живописи Василия Верещагина [Электронный ресурс] / С.Л. Капырина // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 10. — Вып. 1: Пространство и время текста — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.114.

 

 

 

 

 

Kapyrina S.L.

Vasily Vereshchagin’s Heroic Poems of Battle Paintings

 

Svetlana L. Kapyrina, М.А., Art Critic, Researcher and Keeper at the Department of Painting of Second Half of 19th — Early 20th cc., State Tretyakov Gallery (Moscow)      

E-mail: svetlana-gtg@mail.ru

 

It was Russian twentieth-century battle painter Vasily V. Vereshchagin, perhaps the only painter who not just perceived art and text in close unity, but painted his works as a literary text (he named his paintings ‘poems’; painted his works so that they are united by a single plot as a kind of movie or, rather, like the changing images-diapositives, which appeared at that time; signed his paintings using quatrains or deployed literary text at engaged frames). So, to understand Vereshchagin’s painting means to be able to ‘read’ his pictures.

The subject of my article is such ‘reading’ Vereshchagin’s battle paintings as holistic text. Using historical-genetic, formal and stylistic, semiotic and hermeneutic, iconological, and comparative methods, I examine Vereshchagin’s pictorial techniques and creative method studying cases of two cycles of paintings, such as Turkestan one and dedicated Russian-Turkish war of 1877-78 from State Tretyakov Gallery. In my article, I show ‘reading’ Vereshchagin’s battle paintings means knowing its ‘alphabet’, i.e. specific techniques of its pictorial and plastic language. It is important to take into account what composition artist chooses, why he uses certain format, how he forms rhythm, proportions, ratio of grounds of pictures and their characters, and distribution of the color patches. Adequate perception of each picture and series of paintings takes place when we understand the meaning of each key artistic technique (‘word’) and when we can put them into specific plastic images (‘phrases’).

In my article, I step-by-step ‘read’ the most significant paintings of Vereshchagin’s Turkestan and Russian-Turkish War circles. I show their compositions are in epic or sometimes poetic genre. Using composition features of his paintings, artistic technique (including creation of paired paintings), as well as text-epigraphs on the engaged frames (combining meaning of the image and the text), Vereshchagin created historical narrative in which text and image are mutually correlated not on the illustrative basis, but by the complementary principle.

I conclude verbal text gives the momentum to plastic image; static images get extra dynamism due to specific Vereshchagin’s artistic language. This one is specific, dramatic, powerful, and rich; it creates atmosphere of immediate presence of the viewer on the battlefield, and thus discloses to him tragic non-parade side of war that has great humanistic anti-war potential.

 

Keywords: Vasily V. Vereshchagin, Nineteenth-century Russian art, battle painter, realism in painting, Apotheosis of War, peace and war, picture as text, inscriptions on engaged frames.

 

References: 

Brodetsky A.Ya. Beyond Verbal Communication in Life and in Art. The ABCs of Silence. Moscow: Vlados Publisher, 2000. (In Russian).

Bulgakov F.I. Vasily V. Vereshchagin and His Works. St. Petersburg: A.S. Suvorin’s Typography Publisher, 1905. (In Russian).

"Conversation with Vasily V. Vereshchagin." Sankt-Peterburgskie Vedomosti [St.-Petersburg Bulletin] 6 May 1900. (In Russian).

Demin L. With Easel across the Globe. The World through the Vasily V. Vereshchagin’s Eyes. Moscow: Mysl Publisher, 1991. (In Russian).

Elina E.A. “Work of Fine Art as Text”. Language, Consciousness, Communication. Eds. V.V. Krasnykh and A.I. Izotov. Moscow: MAKS Press Puvlisher, 2003, issue 25, pp. 102—108. (In Russian).

Lebedev A.K. Vasily Vereshchagin. Life and Work. 1842—1904. Moscow: Iskusstvo Publisher, 1972. (In Russian).

Lebedev A.K., ed. Vasily Vereshchagin. Selected Letters. Moscow: Izobrazitelnoe iskusstvo Publisher, 1981. (In Russian).

Lebedev A.K., Solodovnikov V.A. Vasily V. Vereshchagin. Moscow: Iskusstvo Publisher, 1988. (In Russian).

Letters among Vasily V. Vereshchagin and Petr M. Tretyakov. 1874—1898. Moscow: Iskusstvo Publisher, 1963. (In Russian).

Lotman Yu.M. "Structure of the Art Text." On Art. St. Petersburg: Iskusstvo — St. Petersburg Publisher, 1998, pp. 14—285. (In Russian).

Perry S. "A Voice Unknown: Undercurrents in Mussorgsky's Sunless." 19th-Century Music 28.1 (2004): 15—49.

Rarpova T.L. Painting and Frame. Dialogs. Moscow: State Tretyakov Gallery Publisher, 2014. (In Russian).

Shapiro M. "Some Problems in Semiotics of Visual Art: Space of Image and Means for Creating Sign-Image." Semiotics and Artmetry. Eds. Yu.M. Lotman and V.M. Petrov. Moscow: Mir Publisher, 1972, pp. 136—163. (In Russian).

Stasov V.V. Selected Writings. Moscow: Iskussttvo Publisher, 1952, volume 2. (In Russian).

Vereschagin V.V. On War: Memories of the Russo-Turkish War of 1877 by the Painter Vasily V. Vereschagin with Many Drawings by the Author and Photographs from His Paintings. Moscow: I.D. Sytin’s Partnership Publisher, 1902. (In Russian).

Vereshchagin V.V. On War in Asia and Europe. Moscow: Partnership I.N. Kushnerev & Co Publisher, 1898. (In Russian).

Vereshchagin V.V. Skobelev. Memoirs on Russo-Turkish War of 1877—1878. Moscow: Dar Publisher, 2007. (In Russian).

 

 

Cite MLA 7:

Kapyrina, S. L. "Vasily Vereshchagin’s Heroic Poems of Battle Paintings." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya: ‘Prostranstvo i vremya teksta’ [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: Space and Time of Text’]  10.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.114>. (In Russian).

 

 

Читать статью / Read more